Дакар 2020

Дакар 2019

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1 место, экипаж № 500 пилот Э. Николаев; штурман Е. Яковлев; механик В. Рыбаков
2 место, экипаж № 514 Пилот Д. Сотников; штурман Д. Никитин; механик И.Мустафин.

17 января в столице Перу завершился международный ралли-марафон Дакар-2019. Российские экипажи спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова заняли в экстремальной гонке первое и второе место. Бронзу гонки завоевал голландец Жерар Де Рой (Iveco).

Победное выступление россиян стало 16-м чемпионством “КАМАЗ-мастера” в этом сложнейшем ралли-марафоне и превратилось в знаковое событие к 50-летию завода «КАМАЗ». Спортивная школа и командные ценности коллектива вновь оказались на высоте.

Всего на старт «Дакара-2019» вышло 334 спортивных экипажа из 61 страны, в том числе 41 спортивный грузовик. В категории грузовиков на титул чемпионов «Дакара» в этом году кроме «КАМАЗ-мастера» претендовали не менее 10 топ-экипажей. Наибольший прессинг российские экипажи с самого начала гонки испытывали со стороны таких опытнейших пилотов как Жерар Де Рой (IVECO), Федерико Виллагра (IVECO), Мартин Ван Ден Бринк (RENAULT), Мартин Мацик (LIAZ), Алеш Лопрайс (TATRA), Тон Ван Генугтен (IVECO), Сергей Вязович (МАЗ), Мартин Коломы (TATRA) и др.

Организаторы гонки сделали все, сорок первый по счету «Дакар» надолго запомнился участникам сложностями маршрута. Процент схода участников во всех категориях был необычайно высоким. До финиша в Лиме доехало лишь 35 процентов (!) экипажей стартовавших в грузовом зачете. В основной своей части маршрут гонки был проложен по пустынным районам и дюнные участки составили около 70 процентов трассы. После старта в Лиме последовали 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Ариекипе. Общая протяженность маршрута – 5600 километров, из них почти 3000 километров — спортивные спецучастки. Традиционно маршрут гонки включал в себя марафонский этап (4 и 5 день гонки): 10 января участников автомобильной и грузовой категорий ждал бивуак в Такне, где экипажам пришлось обойтись без помощи команд механиков.

Команда «КАМАЗ-мастер» участвовала в «Дакаре-2019» составом в четыре «боевых» автомобиля:

№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.

№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.

№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.

№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.

В связи с изменениями в регламенте «Дакара» ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете с 2020 года 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать новую машину, ставшую носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли. В новом грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509 использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим в основном и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля.

С самого начала гонки спортивные экипажи «КАМАЗ-мастер» задали очень быстрый темп в гонке ошеломив соперников и заставив их ошибаться. Перуанские дюны, из-за сильной жары рыхлые и трудные для прохождения, в свою очередь также спутали карты практически всем, в том числе командам топ-дивизиона. Множество переворотов, застреваний, поломок и прочих нештатных ситуаций создали разрывы во времени между традиционным лидерами зачетов вылившиеся в часы вместо привычных для начала «Дакара» минут. Российские экипажи также теряли время, несколько раз серьезно увязнув в песках. Не обошлось и без технических проблем. Но грамотная командная тактика «КАМАЗ-мастера» и взаимовыручках обеспечили команде лидерство в грузовом зачете. Казалось бы комфортные запасы по времени к середине гонки уже обеспечили российской команде призовые места. Но события стали развиваться таким образом, что по сути вторая часть гонки после дня отдыха началась с чистого листа. На 5-м этапе ралли на грузовике экипажа Андрея Каргинова вышел из строя редуктор переднего моста, экипаж ехал на заднем приводе, с большим трудом преодолевая дюны. На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших групп зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей. Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика. Но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезду на бивуак. На следующий день Владимир Чагин и Андрей Каргинов посетили пострадавшего с переломом ноги болельщика в больнице. Несмотря на то, что стороны абсолютно тепло поладили в данной ситуации, со стороны организаторов гонки последовало неоднозначное решение о дисквалификации экипажа Андрея Каргинова с соревнований под предлогом, что экипаж не остановился для оказания помощи.

К этому добавилось то, что в день отдыха на машине Айрата Мардеева были обнаружены трещины в блоке цилиндров двигателя. После детального анализа ситуации руководство команды приняло решение не рисковать и не выпускать на оставшиеся спецучастки экипаж Айрата Мардеева, так как в случае вероятного дальнейшего разрушения блока цилиндров автомобиль было бы невозможно эвакуировать из труднопроходимых сыпучих дюн перуанской пустыни.

Команда “КАМАЗ-мастер” осталась в гонке двумя экипажами – Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова. Учитывая, что впереди были 5 дней экстремального маршрута обратно в Лиму, соперники россиян, в первую очередь голландская команда IVECO DE ROOY усилили натиск, пытаясь изменить положение в таблице генеральной классификации. Двум экипажам “КАМАЗ-мастера” пришлось противостоять порядка десяти постоянно атакующим экипажам разных команд.

Хаотичные следы оставленные участниками в предыдущие дни в условиях частой смены курсов серьезно затрудняли работу штурманов. Механикам в условиях экстремальных нагрузок приходилось быть особенно внимательными к работе систем и агрегатов, постоянно регулировать давление в шинах, чтобы не допустить застреваний и следить за температурой моторов. Пилотам очень тяжело пришлось в первую очередь психологически. Цена даже маленькой ошибки в коварных песках слишком высока – застревание или падение машины на бок могло свести на нет все достижения предыдущих дней гонки. Но тактика прохождения этапа в паре двумя машинами помогла, так например на этапе Ариекипа – Сан Хуан Де Маркона к завалившемуся на бок грузовику Эдуарда Николаева почти мгновенно подъехал экипаж Дмитрия Сотникова. Уже через 4 минуты обе машины уже продолжили движение.

Наиболее драматично складывалась ситуация 14 и 15-го января. Сначала из-за технических проблем (была повреждена магистраль высого давления рулевого управления) экипаж Дмитрия Сотникова потерял более часа на кольцевом этапе в Сан Хуан Де Марконе. На следующий день лидерские группы в мотоциклетном (10 экипажей), автомобильном (10 экипажей) и грузовом зачете (5 экипажей) стартовали на 2 часа раньше, чем остальные участники. По задумке устроителей ралли это должно лишить лидирующих спортсменов поддержки сокомандников стартующих позже. К сожалению результаты предудущего дня раскидали экипажи Э. Николаева и Д. Сотникова по разным группам. Эдуард Николаев стартовал в первой пятерки в компании с белоруссом Сергеем Вязовичем (МАЗ) и тремя (!) Iveco команды Жерара Де Роя (сам Жерар Де Рой, Федерико Виллагра и Маурик Ван Хювель). Случись нештатная ситуация, помощь Николаеву от стартовавшего позже экипажа Сотникова подоспела бы не ранее, чем через два с половиной часа. И к сожалению такая ситуация действительно произошла. Российский экипаж застрял в непроходимом песчаном “пухляке”. Тем не менее, потеряв почти час времени, экипаж все же смог самостоятельно вырваться из ловушки и нарастив темп минимизировать временные потери от случившейся неудачи.

В итоге задача «довезти» результат до финиша в Лиме была выполнена. Несмотря на мощный прессинг соперников, непредсказуемые и тяжелейшие в прохождении перуанские дюны, которые в любой день могли внести коррективы в таблицу классификации, командная тактика, самоотверженный труд всего коллектива команды и, конечно, поддержка болельщиков помогли в достижении замечательного командного результата: золото и серебро Дакара-2019 отправляются в Россию.

Комментируя результаты гонки, руководитель команды “КАМАЗ-мастер” Владимир Чагин сказал: «Две недели тяжелейшей гонки в Перу благополучно завершились. Дакар-2019 запомнится своей экстремальной сложностью. Все это время мы чувствовали огромную ответственность перед российскими болельщиками, партнерами команды. Острая борьба держала всех в напряжении до последнего дня гонки. Для нас было важно доказать преимущество российской техники и нашей автоспортивной школы. Особенно приятно, что нам удалось завоевать эту победу в год пятидесятидесятилетия завода «КАМАЗ».

Дакар-2019: дубль КАМАЗа, рекорд Нифонтовой и другие события легендарного марафона

Если пару лет назад южноамериканский Дакар временами напоминал классическое ралли и передвижение в колонне по узким горным дорогам, то в этом году самый престижный ралли-марафон планеты, несмотря на сокращение числа спецучастков и проведение гонки на территории одной страны, вернулся в свое классическое русло. Обилие песка, острые камни, непростая навигация — все это сопровождало участников гонки в Перу от старта и до самого финиша!

В зачете мотоциклистов по ходу второй части Дакара произошли значительные изменения. Напомним, что после первой половины дистанции лидерство захватил Рикки Брабек на Хонде. Однако шестерка преследователей тогда была очень близка к американцу, что обещало напряженную борьбу за места на подиуме. Ключевым в решении этого уравнения со многими неизвестными в итоге стал СУ8 марафона, когда опережавший ближайших преследователей на семь минут Рикки Брабек остановился на трассе из-за отказа двигателя.

Масс-старт бывает не только у биатлонистов, но и у мотоциклистов на Дакаре

В итоге победителем мотоциклетного зачета стал австралиец Тоби Прайс, который, к слову, участвовал в Дакаре с серьезной травмой руки и показал лучшее время лишь однажды — на последнем спецучастке. После финиша пилот фирменной команды KTM признался, что поначалу не был уверен даже в том, что выдержит более трех этапов гонки!

На финальном СУ10 на второе место, как на подножку уходящего поезда, вскочил австриец Маттиас Уолкнер. А помогло ему в этом падение после прыжка с дюны другого претендента на призы, Пабло Квинтаниллы. После помощи медиков на поврежденном мотоцикле чилиец все-таки продолжил гонку и, казалось, отстоял хотя бы бронзу. Однако после того, как судьями был отозван наложенный на Сэма Сандерленда часовой штраф, Квинтанилла все-таки уступил британцу место на подиуме.

К сожалению, не смог добраться до финиша легендарного марафона россиянин Дмитрий Агошков. Зато Анастасия Нифонтова стала настоящей героиней Дакара: она не только преодолела все десять спецучастков, но и стала первой представительницей прекрасной половины человечества, прошедшей всю дистанцию марафона в категории Original by Motul. На долю участников этого мотозачета выпало максимальное количество трудностей, ведь они не имели права пользоваться помощью механиков и должны были обслуживать и ремонтировать свою технику самостоятельно!

В категории внедорожников на 15-м месте до финиша добрался экипаж россиянина Дениса Кротова, которому помогал ориентироваться в хитросплетениях перуанских дорог и направлений украинский штурман Дмитрий Цыро. Ну а триумфатором ралли-рейда стал катарец Насер Аль-Аттия, который вместе с французом Матье Бомелем лидировал большую часть гонки, подарив Тойоте первую победу в Дакаре. Для самого Насера этот триумф стал третьим в его карьере, причем все три раза он побеждал на прототипах разных марок. Стоит отметить не только успехи арабского пилота в классическом ралли и ралли-рейдах, но и то, что он поднимался на олимпийский подиум, став призером в соревнованиях по стрельбе.

Ближайший преследователь Аль-Аттии после первой половины марафона, «Мистер Дакар» Стефан Петрансель, был первым на седьмом СУ, однако на предпоследнем участке сошел после аварии. Причем главной причиной схода стало не повреждение багги Mini, а травма штурмана Давида Кастеры. Еще одним неудачником гонки оказался прошлогодний триумфатор Дакара Карлос Сайнс. Испанец стал триумфатором десятого СУ, но, столкнувшись в ходе марафона с многочисленными проблемами, закончил гонку лишь на 13-й позиции. В итоге пилотам самой мощной команды X-raid досталось только одно из трех мест на подиуме — второе, которое завоевал экипаж Нани Ромы. А на третьей строчке расположились легендарный дуэт раллистов Себастьена Лёба и Даниеля Элены, которые в этот раз выступали в роли «частников» на багги Peugeot 3008 DKR.

Себастьен Лёб прервал полосу дакаровских неудач, закончив гонку на подиуме

В зачете мотовездеходов проблемы единственного российского экипажа, начавшиеся еще на финише первой половины гонки, усугубились уже после дня отдыха. Последние надежды на успех Сергея Карякина и Антона Власюка разбились о перуанский песок после их переворота на седьмом этапе. Серьезно повредив подвеску и потратив несколько часов на ее ремонт, уральцы откатились на десятое место, на котором они остались до самого финиша. Ну а триумфатором Дакара в категории S&S в итоге стал чилиец Франсиско Контардо, который на час с лишним опередил Жерара Фареса из Испании, показавшего второй результат.

Больше всего российских болельщиков по уже давно сложившейся традиции порадовала в южноамериканском марафоне команда КАМАЗ-Мастер. И хотя лидировавший на экваторе гонки Эдуард Николаев на СУ7 и СУ8 заставил всех немного понервничать, потеряв больше часа на борьбу с песчаными ловушками, концовку соревнования он провел безупречно. В результате экипажи Эдуарда и Дмитрия Сотникова подарили своим болельщикам красивый дубль. Для Николаева эта победа стала пятой, а для команды — уже 16-й за все время выступления на Дакарах. Ну а рекордсменом в зачете грузовиков является нынешний руководитель «синей армады» Владимир Чагин, который выигрывал легендарный ралли-марафон семь раз.

Подобравшийся было к камазовцам после СУ8 на расстояние атаки голландец Жерар де Рой все же не смог поддерживать темп россиян — в результате пилот грузовика IVECO отстал от них на час с лишним. Оправился после неудач в начале соревнований и лидер команды МАЗа Сергей Вязович, который был одним из быстрейших на заключительных спецучастках гонки. Итогом выступления серебряного призера прошлогоднего Дакара стало шестое место.

Дмитрий Сотников успел полидировать в гонке, но в итоге все же финишировал вторым

Ралли-марафон Дакар
Итоговое положение
Зачет внедорожников

«Дакар»-2019: кто поедет из наших?

Уже 6 января стартует очередное ралли «Дакар», которого каждую зиму ждут миллионы поклонников. В этом году участников и зрителей ожидают изменения как в маршруте, так и в регламенте гонки. Всего на «Дакар»-2019 заявлено 462 спортивных экипажа из 61 страны: 185 мотоциклов/квадроциклов, 235 внедорожников/багги и 42 грузовика.

О том, каким же будет новый «Дакар», мы расскажем в предварительном обзоре.

Маршрут, регламент и расписание

Изменения в предстоящем «Дакаре» начались еще в феврале 2018 года, когда через месяц после завершения прошлого ралли-рейда спортивный директор и пятикратный победитель «Дакара» Марк Кома объявил о том, что покидает свой пост, чтобы «заняться личными проектами». Марк Кома разрабатывал маршрут гонки на протяжении трех лет, и каждый год он становился все сложнее, а участники даже жаловались, что классический ралли-рейд превращается в гонку на выживание.

Заменил испанца на посту спортивного директора Этьен Лавинь, работающий в оргкомитете «Дакара» с 1992 года и выполнявший последнее время функции директора марафона. И сразу появились существенные изменения в маршруте гонки: теперь весь марафон пройдет на территории одного государства — Перу, а 70% дистанции гонки проложено через песчаные дюны. Именно об этом и просили в свое время ветераны традиционного «Дакара».

Благодаря этим изменениям наступающий «Дакар» станет короче, проще и, как следствие, дешевле. Насколько это соответствует спортивному духу марафона? Руководство ралли-рейда считает, что всецело, и прежде всего потому, что маршрут станет быстрее и спортивнее, т. е. будет завязан на навыки ориентирования и управления транспортным средством, а не на борьбу со стихией и преодоление природы, как это происходит в трофи. Ну а во-вторых, у такой организации события есть еще одно важное преимущество: за счет упрощения маршрута и снижения стоимости участия новый «Дакар» окажется привлекательным не только для профессиональных спортсменов, но и для любителей, которые ушли из марафона из-за его невероятной сложности.

Общая протяженность маршрута составит 5500 километров, из них 3000 придется на спецучастки. «Несмотря на закольцованность маршрута, ни один отрезок не будет повторяться», — пообещал Этьен Лавинь.

Старт будет дан в Лиме 6 января, финиш состоится там же через 12 дней, т. е. 17 января. На 12 января намечен день отдыха в Арекипе. Маршруты участников на автомобилях и мотоциклах будут традиционно различаться.

Календарь гонки

  • 24, 25 ноября. Технические проверки и погрузка техники в порту Гавр. Пересечение Атлантики на пароме.
  • 3,4 января. Разгрузка машин в порту Кальяо (Перу).
  • 4-6 января. Административные и технические проверки на авиабазе Лас Пальмас в Лиме.
  • 6 января. Торжественный старт в Лиме (Магдалена Дель Мар).
  • 7 января, этап 1: Лима — Писко.
  • 8 января, этап 2: Писко — Сан-Хуан.
  • 9 января, этап 3: Сан-Хуан — Арекипа.
  • 10 января, этап 4: Арекипа — Мокегуа.
  • 11 января, этап 5: Мокегуа — Арекипа.
  • 12 января, день отдыха: Арекипа.
  • 13 января, этап 6: Арекипа — Сан-Хуан.
  • 14 января, этап 7: Сан-Хуан — Сан-Хуан.
  • 15 января, этап 8: Сан-Хуан — Писко.
  • 16 января, этап 9: Писко — Писко.
  • 17 января, этап 10: Писко — Лима.

Российские участники

Зачет «Мото»

Российских мотоциклистов в этом году будут представлять Анастасия Нифонтова, которая уже покорила «Дакар» в 2017 году, и дебютант Дмитрий Агошков, ранее выступавший в ралли «Африка Эко Рейс». Оба спортсмена выступят в зачете «Original by Motul», т. е. на протяжении всей дистанции не смогут пользоваться помощью ассистанс, а будут полагаться только на собственные возможности.

Анастасия Нифонтова, Москва (№ 56)

  • Команда: Nifontova 13 Team
  • Марка: Husqvarna
  • Модель: 450RR

Анастасия Нифонтова станет первой женщиной в истории «Дакара», которая примет участие в марафоне на мотоцикле в рамках программы «Original by Motul» — до нее еще никто не рисковал пройти весь маршрут без техподдержки со стороны команды. В 2017 году Настя уже принимала участие в этом марафоне и стала второй по итогам женского зачета.

Безусловно, спортсменка посвятила немало времени подготовке к грядущему соревнованию. Несколько раз она выезжала на тренировки: в Португалию для работы с роудбуком и в Арабские Эмираты для тренировки в навигации в условиях пустыни.

— Пять дней в Эмиратах меня тренировал Джеймс Вест, известный пустынный гонщик, который в свое время работал с Сирилом Депре, — рассказала Анастасия. — Он обучил меня навигации в пустыне, особенно когда вокруг нет ни одного следа: на тот случай, если я вдруг плутану или окажусь вне канала. Это был хороший опыт: ты начинаешь понимать, как правильно ориентироваться, не завязываясь на других людей, и знаешь все, чтобы не испытывать ненужного стресса.

— Я люблю дюны и песок, и для меня это намного приятнее, чем, например, грязь и сели в горах Боливии. И со мной согласны многие из тех спортсменов, с кем я говорила. Что касается маршрута в границах одной страны — это, конечно, не совсем «Дакар», но, с другой стороны, надо попробовать и это — так будет проще и для каравана, и для экипажей ассистанса. Правда, я в этом году еду без ассистанса, решила рискнуть.

— Участвовать в этом зачете мне изначально предложили сами Motul, т. к. у них есть интерес развивать свой зачет. Признаюсь честно: сначала я немного испугалась. Но потом подумала и решила согласиться. Конечно, мне как спортсменке будет очень интересно выдержать этот жесткий челлендж. Плюс, конечно, это интересно моим партнерам, т. к. у нас будет дополнительное медиасопровождение, и мы обязательно будем попадать в кадр. Но я лечу не совсем одна: мой муж Антон работает там водителем пресс-кара. Он будет занят своей работой, но все же на бивуаке окажется рядом, и морально от этого мне будет легче. Я приветствую читателей портала Drom.ru и надеюсь на вашу поддержку!

Дмитрий Агошков, Самарская область (№ 148)

  • Команда: Troyka Team
  • Марка: KTM
  • Модель: 450 Rally

— Впереди мой первый «Дакар», — написал Дмитрий у себя в соцсетях. — Спустя пять лет, как я впервые сел на мотоцикл, настало время осуществить свою детскую мечту. «100% Перу. 100% “Дакар”» — таков девиз предстоящей гонки. Трасса на 70% состоит из песка, из-за чего будет непросто физически. К тому же я еду в зачете «Original Motul» без помощи команды, на протяжении всей гонки. Только сам, только хардкор!

Зачет «Багги»

Сергей Карякин, Антон Власюк, Екатеринбург (№ 344)
Александр Доросинский, Олег Уперенко, Екатеринбург (№ 417)

  • Команда: Snag Racing Team (Екатеринбург)
  • Марка: BRP
  • Модель: Maverick X3

Победитель «Дакара»-2017 в зачете квадроциклов Сергей Карякин вновь отправляется его покорять — на этот раз уже в другой категории: багги (класс SxS — утилитарные квадроциклы с экипажем в два человека). На этот раз команда Snag Racing Team (Snag переводится с английского как «коряга») выставляет два экипажа. Всего в команде Сергея 12 человек.

Но даже путь на «Дакар» оказался для Сергея и его партнеров по команде непростым. Еще на подъезде к Литве у грузовика, везущего багги, сломалось крепление прицепа. Прицеп начал самостоятельно катиться по дороге, не помог даже специальный фиксатор. Сергей рассказал, что их спасло лишь то, что прицеп скатился в кювет и остановился. Багги не пострадали. Грузовик отремонтировали, путь продолжили, так что неприятное приключение закончилось благополучно.

— «Дакар»-2019 станет для нас очень сложным испытанием, — рассказал Сергей в интервью Drom.ru. — Мы поставили все на победу и обратной дороги нет. Впервые российская команда вне грузового зачета едет двумя экипажами. Помимо нашего экипажа с Антоном Власюком на идентичной багги Can-Am Maverick X-RS поедет опытнейший Александр Доросинский и Олег Уперенко.

— Стартовать мы будем в равных условиях, но по ходу дистанции обязательно будем применять командную тактику. Это очень дорого — вывозить два экипажа, но мы решили рискнуть и надеемся, что фортуна от нас не отвернется. Наш генеральный спонсор — компания Fores — позволил мне в этом сезоне больше сосредоточиться на подготовке к главному старту. По сравнению с прошлыми годами это значительно облегчило нашу подготовку. В прошлом году пески Перу мне не покорились, и мне есть что доказать. Хочу отметить, что этот сезон мы провели очень удачно и получили большую практику. Победа на сложном этапе Кубка мира в Марокко, где были представлены основные соперники, вселила в нас веру в победу. Технику мы полностью сконструировали под себя и по ходу сезона удалили все детские болезни. Серьезным испытанием стали первые боевые километры ралли-марафона «Шелковый путь»-2018, когда мы остались без приводов. Однако эта неисправность позволила нам внести необходимые корректировки, и после них у нас не было серьезных поломок.

— Среди главных соперников, конечно, Игнасио Касале — он также перешел из квадрокатегории, заводские пилоты BRP, а также сильные экипажи коллектива South Racing. Но грамотный подход и правильное распределение сил уверен даст нам шанс на победу. А вообще моя цель одержать победу на «Дакаре» в трех разных категориях, но победа в двух уже станет рекордом.

Зачет «Внедорожники» (Т2)

Владимир Васильев, Константин Жильцов, Санкт-Петербург (№ 311)

  • Команда: G-Energy Team
  • Марка: Toyota
  • Модель: Hilux
  • Ассистанс: Overdrive

«Спетый» экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова уже четырежды штурмовали «Дакар», и в 2015 году показали свой лучший результат, финишировав пятыми по итогам марафона, выиграв один из этапов по ходу гонки. А Константин Жильцов в 2012 году и вовсе закончил «Дакар» на подиуме, выступая в качестве штурмана у Леонида Новицкого. Затем на протяжении двух лет (2017-2018 гг.) Васильев-Жильцов переключились на марафон «Африка Эко Рейс», где стали чемпионами и вице-чемпионами. Сейчас наш прославленный экипаж возвращается в «Дакар».

Владимир Васильев: «Да, мы возвращаемся на “Дакар” в 2019-м. Мы пропустили две гонки, но сейчас чувствуем себя физически и морально готовыми, чтобы бороться за победу!».

Константин Жильцов: «Мы пропустили два года, но связано это было с тем, что предыдущие “Дакары” проводились в Боливии, где мы уже раньше неоднократно бывали. У нас были некоторые противопоказания для здоровья из-за высокогорья, поэтому мы пропускали. А сейчас “Дакар” переместился в дюны Перу, и для нас это отличный маршрут.

— Мы не ждем от этой гонки никаких сюрпризов, т. к. и в Перу мы уже участвовали раньше. Ждем сложной борьбы в верхушке пелотона, т. к. первые 15 экипажей будут явно бороться не просто за подиум, а за победу. Конечно, мы тоже будем бороться за высшее место — это не наш стиль — складывать крылья, мы всегда нацелены на лучший результат.

— Конечно, мы готовились к этой гонке, я как штурман изучал прошлые книги, маршруты прошлых лет, чтобы было проще понять идеологию новой гонки. К тому же я ездил специально в Бельгию для участия в тренинге по новому автомобилю Toyota, на котором мы будем выступать».

Денис Кротов (Москва)/Дмитро Цыро (Киев) (№ 374)

  • Команда: MSK Rally Team
  • Марка: Mini
  • Модель: John Cooper Works Rally

Экипаж Дениса Кротова и Дмитрия Цыро уже давно выступает вместе и прошел несколько сезонов в ралли-рейдах. В 2018 году спортсмены заняли второе место в группе Т1.2. «Дизельные внедорожники» и седьмое место в абсолютном зачете «Африка Эко Рейс»-2018.

Зачет «Грузовики»

В этом году состав участников в зачете грузовых автомобилей будет одним из самых сильных. На старт марафона выйдут 42 экипажа, и основными соперниками «КАМАЗ-мастера» станут грузовики Iveco, Tatra, Renault, МАЗ, LIAZ и других производителей. На гонку в полном составе возвращается команда Жерара Де Роя — в первую очередь на золото «Дакара» претендует сам Жерар Де Рой, а также отлично зарекомендовавший себя в предыдущие годы аргентинец Федерико Виллагра. Также за места на подиуме будут бороться экипажи команды Renault во главе с Мартином Ван Ден Бринком. Традиционно сильным будет состав у чешских команд Tatra Instaforex Loprais Team (лидер команды Алеш Лопрайс) и Tatra Buggyra Racing (лидер команды Мартин Коломы). О своих амбициях на победу в гонке также заявила белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто».

Белорусские экипажи команды «МАЗ-СПОРТавто» на грузовиках МАЗ традиционно примут участие в «Дакаре»-2019.

В состав трех экипажей войдут следующие спортсмены:

  • № 501. Пилот Сергей Вязович, штурман Павел Гаранин, механик Андрей Жигулин.
  • № 511. Пилот Алексей Вишневский, штурман Максим Новиков, механик Андрей Невярович.
  • № 519. Пилот Александр Васильев, штурман Дмитрий Вихренко, механик Антон Запорощенко.

Белорусские экипажи планируют бороться за призовые места. Напомним, что на предыдущем «Дакаре» экипаж Сергея Вязовича занял второе место в зачете грузовиков, а на гонке Turkmen Desert Race спортсмены завоевали чемпионский титул.

А незадолго до старта «Дакара»-2019 экипажи «МАЗ-СПОРТавто» проходили подготовку в песках пустыни Лива на автомобилях Toyota LC-200 под руководством Артура Ардавичуса. В программу тренировки вошли: отработка базовых приемов вождения в песках; движение по треку; пилотирование в песках; движение в пустыне в темное время суток; методы эвакуации; прохождение высоких дюн; работа по навигации и другие знания, которые так необходимы в песках.

«Конечно, будем ехать на максимальный результат, чтобы хорошо представить страну и возможности Минского автозавода. Но “Дакар” — это сложная и непредсказуемая гонка, в которой ситуация может кардинально измениться на любом этапе. Хотя наши гонщики, как и техника, готовы к любым испытаниям. И последняя гонка в Туркменистане это прекрасно продемонстрировала», — написали представители команды «МАЗ-СПОРТавто» в соцсетях.

Кроме того, надо отметить, что 20 декабря состоялась официальная презентация капотного грузовика МАЗ для ралли-рейдов. Тем не менее в ближайшем «Дакаре» участие капотного грузовика не планировалось: сначала его будут обкатывать в других, менее значимых соревнованиях.

«Время, конечно, покажет, но нам кажется, что это один из лучших и уж точно самых красивых спортивных грузовиков на планете. Мы старались, чтобы он не только был маневренным, но и привлекал к себе внимание и тем самым продвигал бренд МАЗ в мире», — сказал руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.

Капотный МАЗ спроектирован и собран внутри Минского автозавода. Практически все изготовлено на головном предприятии и заводах холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», так что в грузовике много белорусского. Но также использованы и импортные комплектующие — от лучших мировых производителей.

«КАМАЗ-мастер»

Еще давно стало известно, что с сезона-2019 меняется технический регламент для класса грузовиков на «Дакаре». Теперь максимальный объем моторов ограничен 13 литрами, из-за чего инженерам пришлось конструировать машину фактически заново. Для большинства производителей это никак не изменило ситуацию, так как они и раньше использовали двигатели с таким объемом, которые используются в кольцевых гонках truck racing. Теперь это изменение коснулось и КАМАЗа, и в наступающем «Дакаре» наши пилоты будут управлять новыми спортивными грузовиками «КАМАЗ»-43509 с 13-литровыми моторами Cummins, форсированными примерно до 980 л.с. (впервые эта модификация была представлена в прошедшем мае во время гонки «Золото Кагана-2018»). Кроме того, два из четырех гоночных «КАМАЗов» оснащены теперь автоматическими коробками передач, которые позволяют более рационально использовать тягу мотора и набирать скорость немного быстрее. Как уверяют камазовцы, получившийся грузовик стал «носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и 30-летнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли».

Новый гоночный «КАМАЗ» и внешне отличается от спортивных грузовиков предыдущего поколения: другой дизайн, рубленые формы, новая ливрея.

Что касается столь ожидаемого капотного «КАМАЗа», то мы его вновь не увидим из-за невозможности получить на него омологацию. Организаторы «Дакара» видят в качестве причины отказа кабину Даймлера. По словам Владимира Чагина, команда предполагает решить эту проблему уже к «Дакару»-2020.

Для «КАМАЗ-мастера» 2018 год стал важной вехой: 30-летним юбилеем. За это время команда 88 раз занимала первые места на различных ралли-рейдах (из них победила в 15 ралли-марафонах «Дакар», семи изданиях ралли «Шелковый путь», четырех гонках Africa Eco Race, выиграла три Кубка мира по ралли-рейдам). Начиная с 1988 года, в общей сложности команда проехала в гонках около 470 000 километров. За такое расстояние можно почти 12 раз обогнуть Землю. В разное время спортивными «КАМАЗами» в различных соревнованиях управляли 28 пилотов, шесть из них — действующие пилоты. Всего в цеху команды «КАМАЗ-мастер» было построено 54 спортивные машины, создано 17 поколений (моделей) спортивных грузовиков.

Тренировки перед «Дакаром» экипажи «КАМАЗ-мастера» проходили в Марокко.

На «Дакар»-2019 «КАМАЗ-мастер» выставляет четыре «боевых» экипажа:

  • № 500. Пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков.
  • № 502. Пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов.
  • № 514. Пилот Дмитрий Сотников, штурман Дмитрий Никитин, механик Ильнур Мустафин.
  • № 518. Пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов.

Masha-Blade › Блог › ДАКАР 2019, 1 этап: начало положено.

СУ 1 | Лима — Писко | Дата: 07.01.2019 | (GMT-5)
Спецучасток: 84 км | Общая дистанция: 331 км | Лиазон: 247 км

Город Писко, из которого 7го января стартовал первый СУ Дакара 2019, в свое время прославился производством виноградной водки, которая и называлась так же: «Писко». Город не слишком большой: всего 54 тысячи человек, однако, в свое время Писко имел значение как порт для транспортировки грузов. Но в 2007 году здесь произошло катастрофическое землетрясение 8 баллов, которое разрушило более 80% города и унесло более тысячи жизней. Сейчас жители живут за счет фермерства, рыболовства и туризма, так что появление здесь в 2012 году Дакара стало для них большим плюсом.

Именно в Писко, после 247 км перегона из Лимы, и прибыли участники 41-го ралли-марафона для старта первого спецучастка. Эти почти 300 км не прошли незаметно: после относительно прохладной Лимы, на бивуаке в Писко температура поднялась до 35 градусов по Цельсию и бушевала пыльная буря.

Но проблемы начались еще в Лиме, когда старт перенесли на два часа вперед, но спортсменам сообщили об этом довольно поздно, когда многие уже спали. Затем у мотоциклистов, стартовавших первыми, случились сложности с софтом на навигационном оборудовании, которое организаторы перепрошивали прямо на старте СУ. На стартовом створе образовалась настоящая пробка, так как все это занимало много времени.

Следующее решение организаторов также не принесло облегчения: было решено отложить старт автомобилей в целях безопасности, т.к. часть мото-новичков сбилась с маршрута. И только после того, как мотоциклисты разобрались с навигацией и вернулись на маршрут, был дан старт основного канала.

В первый же день участников ожидало 84 весьма непростых километра спец.участка. Здесь было все: и песчаные дюны (на их долю пришлось порядка 70% трассы), и каменистые русла рек, феш-феш и даже быстрые гравийные дороги. В сочетании с проблемами с навигацией это привело к тому, что уже в первый день было довольно много сошедших – но, возможно, именно этого организаторы и добивались?

Лучшим здесь стал испанский гонщик Honda Хоан Барреда Борд, выступающий на Дакаре вот уже 8-й раз. При этом он «привез» своему ближайшему сопернику Пабло Кинтанилье более полутора минут, что для зачета МОТО уже на первом не слишком длинном этапе – приличная разница.

В прошлом году, имея за плечами три победы на этапах, Хоан Барреда Борд сошел на 11 этапе после того, как проехал несколько дней с серьезной травмой колена. Так что эта победа, 23-я по счету, стала для него хорошим стимулом для дальнейшего выступления. Ксавье де Султре, финишировавший десятым, уступил ему пять минут. Победитель прошлогоднего Дакара австриец Маттиас Уолкнер стал 7-м с отставанием в 3 минуты 12 секунд.

Сергей Карякин рассказал, что для мотоциклистов первый этап оказался очень тяжелым: «Уже на первом этапе я видел остановившихся мотоциклистов. На спецучастке разговаривал с медиками – они сказали, что есть уже и перелом шеи (речь, конечно, о компрессионном переломе – drom.ru), и перелом поясницы».
В категории МОТО в зачете Original by Motul в этом году на Дакар заявилось 36 участников и всего две девушки из шести – это Анастасия Нифонтова и Сара Гарсия. Анастасия стала 17-й в этом зачете, Сара отстает от нее на 10 минут (она 23-я).

Дмитрий Агошков отправился на маршрут вторым, так как на 1-м этапе организаторы дали «обратный старт», и новички стартовали в начале канала. Навигация была сложная, но Дмитрий успешно справился и финишировал в зачете Original на 18-м месте.

Анастасия Нифонтова:
«Первый день записан в историю, но тоже не без приключений. Лиазон в 247 км прошёл в штатном режиме, а вот перед стартом СУ всех затормозили из-за неполадок в системе gps. Я вышла на старт прилично замаринованная на час позже запланированного. Так как на малыше по большим пескам я не ездила два года, то первые километры были мягко говоря удивительные. Такое впечатление будто первый раз в жизни села на мотоцикл. На больших песчаных полях совсем не открывала газ, но потихоньку уверенность начала возвращаться, и перед самым финишем мы даже немного зарубились с 62м номером, красиво дуэтом подпрыгнув на кочке перед фотографами. Один раз привалилась после гребня закрыв с перепугу газ, когда увидела перед собой острую воронку, но кроме трещины на боковом пластике это ничем меня не расстроило. За 10 км до финиша умудрилась немного заплутать, но собралась с мыслями и нашла правильный путь. Теперь финиш не значит, что скоро отдых.

Поставила мотик в зону Original, пошла ставить палатку, разбирать вещи, искать свои чемоданы. Потом душ, быстрый обед и бегом осматривать мотик. Дрель в руки и давай чинить сшивать треснувший пластик. Проверила масло, воду, цепь, колодки, болты, колеса. Доделала электрику что висела после установки минитрэкера, протерла малыша и побежала рисовать роудбук. Как я все это буду успевать делать дальше, когда сил и времени не будет? Я в замешательстве, но назад дороги нет! Улыбаемся и машем!»

№56 Анастасия Нифонтова – 93 место в общем зачёте класса МОТО
№148 Дмитрий Агошков – 94 место в общем зачёте класса МОТО

В этом году зачет квадроциклов прилично поредел: на старт вышло всего 26 участников. Многие из спортсменов перешли в другие категории, как, например, екатеринбуржец Сергей Карякин или его заклятый соперник Игнасио Касале.

Первым 7го января финишировал аргентинец Николас Кавильясо с отрывом почти в 4 минуты от следующего участника, своего соотечественника Джеремиаса Гонсалеса Фериоли.

Этап оказался крайне сложным для одного из фаворитов категории француза Акселя Дютри, который уже на 18-м километре остановился из-за технических проблем. Справиться со своим квадроциклом Yamaha он не смог, и ему пришлось возвращаться на бивуак. В итоге он финишировал предпоследним с отставанием в час. Вряд ли ему будет просто отыграть это время за оставшиеся этапы, но пожелаем ему удачи.

Зачет МОТОВЕЗДЕХОДЫ (SxS — Side by Side)

В классе мотовездеходов первое место занял действующий чемпион Рейнальдо Варела. Бразильцу недавно исполнилось ни много ни мало, а 60 лет! Игнасио Касале – четвертый. Сергей Карякин стартовал 5-м, но на финише оказался только 8-м, однако сам Сергей говорит, что первый этап стал для них своего рода подготовкой к остальному марафону:

«Сегодня этап прошёл отлично — 84 километра песков, чуть-чуть было камней. Мы вкатывались в свой ритм, смотрели, как работает машина, и старались ехать аккуратно. Завтра уже будет полноценный этап – свыше трёхсот километров, после которого можно будет начинать о чём-то говорить. Мы выбрали довольно высокое давление на первый этап, чтобы протестировать машину в более жёстких условиях. Машине с высоким давлением ехать по песку тяжело – мы обыкновенно спускаем больше, но тут выбрали давление больше, чтобы и в камнях было легко ехать. Будем проверять машину – есть определённые тонкости. Соперники выступили понятно для меня. Они все гонят и упираются по максимуму с первых километров. Мы сегодня финишировали 8-ми, но это абсолютно не показатель. Я буду вкатываться, где-то ехать быстрее, но не рисковать — это точно. В марафонах главное стабильность. У нашего второго экипажа день сложился в целом тоже неплохо – была проблема с электроникой — сейчас будем разбираться и искать в чём проблема.

Видеоблог Сергея Карякина:

Экипаж №344 Сергей Карякин/Антон Власюк – 8 место в общем зачёте класса SxS
Экипаж №417 Александр Доросинский /Олег Уперенко – 22 место в общем зачёте класса SxS

Не только стартовый список мотоциклистов поредел на 1-м этапе – среди сошедших были и участники из категории «внедорожники». 4 машины из 100 так и не смогли финишировать.

Лучшим в категории автомобилей второй год подряд на этапе из Лимы в Писко становится Нассер Аль-Аттия на Toyota Hilux команды Gazoo Racing SA. Это 32-я победа катарца на этапе Дакара, теперь он уступает только Ари Ватанену (50) и Стефану Петеранселю (41). Вторым стал действующий победитель Карлос Сайнс на Mini John Cooper Works Buggy команды X-RAID MINI JCW TEAM, который проиграл лидеру 1 минуту и 59 секунды. Третьим – поляк Якуб Пшигоньски, так же на Mini.

Владимир Васильев некоторое время сохранял третью позицию, но в итоге уступил Пшигоньски 18 секунд. Экипажи с пятой по седьмую позицию финишировали в 10-секундном «коридоре», дальше отрывы уже увеличивались.

Владимир Васильев: «Перед зачетом внедорожников стартовал зачет «мото» и старт спецучастка для нас был задержан на час 15 минут. Лицо успело даже сгореть за время ожидания старта. Сегодня были и дюны, и речка с камнями, и «феш-феш». «Перу в миниатюре» — таким был первый спецучасток. Мы ехали не «сломя голову», но достаточно быстро и все же осторожно. Надо привыкнуть к пескам, а в русле реки совсем прошли «шагом», там все же аккуратничал, стараясь уберечь колеса от проколов. Примерно на 10-м километре догнали Терранову и ехали дальше в своем темпе ни на кого не ориентируясь».

Что касается Себастьяна Леба, то он стал 13-м с отставанием от Нассера Аль-Аттии в 6 минут. Однако, надо сказать, что после завершения выступления на Дакаре команды Peugeot, ее бывшие участники всем основным своим составом перешли на Mini. Лёб остался верен Peugeot 3008, на котором и выступает в этом году, но теперь это частный автомобиль, который обслуживает частная команда PH Sport. Да и в качестве поверхности Лёб предпочитает что угодно, но не песок, так что Дакар 2020 станет для него настоящим испытанием.

Экипаж №374 Дениса Кротова и Дмитро Цыро благополучно финишировал на 28 месте в общем зачете с отставанием в 12 минут и 12 секунд. Плотность результатов в зачете «внедорожники» очень высока, но так будет, конечно, не всегда.

Экипаж №311 Владимир Васильев/Константин Жильцов – 4 место в общем зачёте класса внедорожники
Экипаж №374 Денис Кротов/Дмтро Цыро – 28 место в общем зачёте класса внедорожники

Пожалуй, наибольшее число сходов с дистанции сегодня наблюдалось в грузовом зачете: из 41-го стартовавшего экипажа до финиша этапа добралось лишь 35 машин.

Победу в первый день одержал экипаж Эдуарда Николаева команды «КАМАЗ-мастер», однако от 2-го места его отделяет лишь 18 секунд. А вот три следующие строчки заняли грузовики команды Team de Rooy – вторым стал Тон ван Гутен, третьим Федерико Виллагра, четвертым сам Жерар де Рой. И плотность результатов очень высокая: между первым и четвертым местом — менее двух минут.

Зато 5-е, 6-е и 7-е место остались за экипажами КАМАЗ-мастер, а затем, после Алеша Лопрайса финишировал и МАЗ-СПОРТАВТО Алексея Вишневского.

Сразу после старта экипажи ожидали сложные дюны и крутые откосы, а затем и пересохшее русло. По словам механика экипажа №500 Владимира Рыбакова, дно русла было покрыто острыми камнями, которые легко могли пробить колеса, а покидать русло было нельзя, чтобы не потерять навигационные точки. Однако, этот участок наши экипажи благополучно миновали и вновь погрузились в пески. По признанию механиков, давление в шинах постоянно приходилось менять от 1,5 до 3,5 атмосфер.

Айрат Мардеев был вынужден пропустить нагнавшего его Жерара Де Роя, у которого из-за поломки пневмосистемы произошел перегрев тормозов, и одно из колес на финише загорелось. Но пожар потушили своими силами.

Видеоблог команды КАМАЗ-мастер:

У многих экипажей были проблемы с навигацией. Исключением не стал и МАЗ №501 Сергея Вязовича, который потерял на этом порядка 10 минут.

Сергей Вязович: «Не лучшим образом сложился день. Примерно на 75-м километре дистанции мы ожидали сложные навигационные проблемы и скрытые точки. Сделали несколько ошибок, пришлось поблуждать, потеряв минут пять-шесть, пропустив несколько машин. Впереди вся гонка, будем ехать дальше!»
Александр Василевский: «Сегодня прошел первый спецучасток. Для нас без особых проблем. Мы догнали грузовик Hino примерно на 20-м километре, где он пытался выбраться из небольшой песчаной ловушки. Догнали Мартина Коломы, «сражавшегося» с песками в этой же воронке. Вместе с Мартином уже шли «гуськом», по пути догнав Ван ден Бринка, и в таком составе приехали на финиш. Сегодня мы вкатывались и прислушивались к машине, присматривались к рельефу – мы имеем мало опыта езды в песках, такой ландшафт для нас необычен».

Экипаж №500 КАМАЗ-мастер Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков – 1 место в общем зачёте класса грузовики
Экипаж №514 КАМАЗ-мастер Дмитрий Сотников/Дмитрий Никитин/Ильнур Мустафин – 5 место в общем зачёте класса грузовики
Экипаж №518 КАМАЗ-мастер Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов – 6 место в общем зачёте класса грузовики
Экипаж №502 КАМАЗ-мастер Айрат Мардеев/Дмитрий Свистунов/Ахмет Галяутдинов– 7 место в общем зачёте класса грузовики

Экипаж №511 МАЗ-СПОРТАВТО Алексей Вишневский/Максим Новиков/Андрей Невярович – 9 место в общем зачёте класса грузовики
Экипаж №501 МАЗ-СПОРТАВТО Сергей Вязович/Павел Гаранин/Андрей Жигулин – 9 место в общем зачёте класса грузовики
Экипаж №519 МАЗ-СПОРТАВТО Александр Васильев/Дмитрий Вихренко/Антон Запорощенко – 17 место в общем зачёте класса грузовики

2 этап, 8 января
Писко – Сан Хуан де Маркона

На втором этапе более половины дистанции (342 км) составит спецучасток, и, по словам организаторов, «90% трека будет состоять из отсутствия трека – «off-track». А больше трети скоростной дистанции снова придется на пески». Затем – крупный гравий и камни, а 100 км спустя – так называемая «точка невозврата»: по крутым спускам с дюн к океану будет невозможно подняться назад, чтобы взять упущенные контрольные точки.
Также будет два пункта контроля прохождения трассы, и второй пункт мотоциклы и квадроциклы должны будут успеть проехать до 17:30, иначе организаторы вправе не допустить их к прохождению финишной части спецучастка из-за его сложности, и будут отправлять такие экипажи на бивуак по альтернативному маршруту.

На этом участке трассу открывали не мотоциклисты, как обычно, а внедорожники. На данный момент они уже стартовали, и старты давали каждые 3 минуты.

Фото и видео: участники и команды марафона

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: